Изразцы, камины, пано

Изразцы - это керамические изделия для облицовки печей, внутренних стен домов и фасадов. На Руси они известны с IX века, но особенно популярны стали в XVI-XVII веках. Название своё изразцы получили от технологической операции, применяемой при их изготовлении. В старину изразцы отминали из глины в деревянные резные формы, которые изрезали узорами - отсюда и название самого изделия - изразец.

Каждый человек, задавшись целью оформить своё жилище неповторимым скульптурным убранством, может, приложив определённые усилия, освоить профессию лепщика.

Сделать это можно как в минимальном объеме, привнеся в дизайн своего дома только некоторые лепные элементы (настенные панно, изразцы, розетки на потолках, карнизы и пр. ), так превратить его , воистину , в произведение искусства.

Материалы для производства лепных изделий:

Глина

В лепных работах применяют так называемые иловые глины (жирные ), т.к. они характеризуются однородностью, малым содержанием песка и других примесей. Для работы , глина должна быть достаточно пластична и не приставать к рукам. Для большей пластичности в глину можно добавить 10-20% растительного масла (или касторового) - такая глина будет гораздо медленнее высыхать во время работы.

Гипс

Гипс является одним из важнейших материалов, используемых в лепных работах. Из гипсового раствора изготавливают модели, формы, кожухи. Гипс получают из гипсового природного сырья. Гипсовый камень обжигают при высоких температурах, а затем перемалывают до консистенции муки.

Гипс обладает уникальными свойствами, которые заключаются в том, что при застывании он увеличивается в объеме и нагревается. Расширение гипсового раствора является положительным фактором, например, при отливке форм, потому что это позволяет гипсу проникать в самые мелкие углубления в рельефе. Нагревание гипса весьма не благоприятно, особенно для клеевых форм, которые плавятся и соответственно, портятся.

Стоит упомянуть ещё некоторые особенности, присущие гипсу. Если гипсовый раствор замешивать слишком долго или разбавлять уже твердеющий гипс водой, то он в результате перестаёт схватываться вообще и становиться непригодным к работе. Вследствие этой особенности гипса раствор следует приготавливать как можно быстрее. Хранить гипс слишком продолжительное время нельзя, так как установлено, что через три месяца хранения он утрачивает свойства (схватывания и прочности) на 30-50%. Поэтому максимально допустимый срок хранения гипса - не более 3 месяца.

Перед тем, как приступить к работе с гипсом, необходимо проверить его качество, а именно способность схватываться. Можно воспользоваться следующим способом: приготовить небольшую порцию гипсового раствора на обычной воде. Далее выложить эту порцию на гладкую поверхность, слабо впитывающую влагу - стекло, пластмассу или жесть. После этого при помощи обыкновенного гвоздя проводят бороздки, которые сначала должны заплывать практически моментально, а через минуту - более медленно. Когда же бороздки перестанут заплывать вообще, наступает конец схватывания. Нужно очень внимательно относиться к качеству гипса, так как гипс низкого качества использовать в лепных работах нельзя.

Для работы используют гипсовый раствор , который может быть разной густоты: жидкий - 1кг гипса на 700 мл воды, средний- 1,5 кг гипса на 1000мл. воды, и густой - 2кг гипса на 1000 мл. воды. При приготовлении гипсового раствора важно, чтобы продукт получился максимально однородным, для этого необходимо придерживаться следующей последовательности. Сначала в посуду наливают воду, а потом тонкой струйкой засыпают гипс, тщательно перемешивая (такой порядок приготовления раствора позволяет избежать образования комков).

Следует иметь в виду, что если раствор получился слишком густой , он будет плохо проливаться в более тонкие детали рельефа, а кроме того , раствор с недостаточным количеством воды будет неравномерно схватываться (из-за неоднородности раствора по влажности). Для удобства работы с гипсовым раствором часто используют так называемые замедлители схватывания, роль замедлителя обычно играет желатин. Помимо замедления схватывания, желатин придает раствору повышенную прочность, причем, чем выше концентрация желатина, тем медленнее схватывается раствор. Чаще всего приготовляют 25% раствор, заливают желатин в воду, растворяют и в этой воде замешивают гипс.

Если в процессе замешивания гипсового раствора образовалась пена - ее необходимо удалять, т.к. после застывания гипс становится пористым и непрочным.

Пластилин

Пластилин используют для лепки моделей небольших размеров, заменяя таким образом глину, которую в отличии от пластилина необходимо смачивать водой. К преимуществам пластилина можно отнести то обстоятельство, что он не подвержен растрескиванию.

Смазки

Смазки - необходимый материал для выполнения формовки, отливки и других видов работ. Смазки создают на поверхности изделий тончайшей жировой слой, который позволяет довольно легко разъединять слои гипса или какие-либо другие соприкасающиеся изделия, например модель и форму.

Все смазки изготавливаются обязательно с добавление керосина. Существует множество рецептов изготовления смазок: 1 л. стеарина расплавляют, добавляют в него хорошо перемешанную смесь 1 л жидкого машинного масла и 1 л керосина и ещё тщательно перемешивают. Смесь масла и керосина необходимо предварительно подогреть в воде. После остывания стеариновая смазка готова.

Моделирование

Ведущую, и во многом определяющую роль в лепных работах играет моделирование. Модель изготавливается по рабочему рисунку - чертежу в натуральную величину. Для моделирования применяют пластичные материалы: глина или пластилин. Очень важно , чтобы модель четко соответствовала чертежу, а используемый в работе материал был однороден и не содержал примесей.

Затем с модели, изготовленной из пластичного материала, снимают черновую форму из гипса (глину или пластилин отделяют), а уже потом отливают оригинал модели - черновая форма удаляется и далее выполняется зачистка полученной модели.

Далее с твердой модели снимают чистовую кусковую, клеевую или гипсовую форму, и уже потом из гипсового или цементного раствора отливают собственно изделие. В зависимости от качества и сложности выполненной модели, с неё можно снять 10-15 форм, но при этом перед каждым снятием модель необходимо ремонтировать (модели со временем изнашиваются) - выправлять и зачищать.

Лепка глиняных моделей

Существуют два основных типа лепки: массив и рельеф. Массивом называют объемные лепные изделия, передающие полные пластические характеристики природных форм - это могут быть самые разные фигуры, вазы бюсты и пр. Лепка массива - гораздо более трудоемкая и сложная процедура, нежели лепка рельефных изделий.

Рельеф - это тип так называемой плоской лепки, и классифицируется он на два вида: барельеф и горельеф.

Барельефом является скульптурное изображение, выступающее над плоскостью (например, стены) меньше чем на половину от своего естественного природного объема. Барельефы очень гармонично смотрятся в местах , просматриваемых с близкого расстояниях, например в относительно небольших помещениях, потому что скульптурные линии барельефа более тонкие и мягкие, чем у горельефа.

Горельеф - это тоже тип плоской лепки, но в этом случае скульптурное изображение выступает над плоскостью больше чем на половину своего естественного объема. Скульптурные линии горельефа более массивны и резки, поэтому лепные изделия такого типа используются в более масштабных художественных композициях.

Сначала изготавливают фон, на который потом укладывают кальку с рисунком и с помощью стека обводят контур изделия, врезающейся в тело фона бороздкой. В очерченный контур выкладывается глина, разравнивается и обрабатывается стеком для придания формы. Чем точнее прорабатывается все самые мелкие и, казалось бы, незначительные детали изделия, тем более реальным оно получится. Для этого нужно использовать по возможности более точный рисунок, который можно выполнить, внимательно изучив все тонкости используемой натуры.

Нанесение раствора на модель

Гипсовый раствор наносится с помощью самых разных инструментов: лепной лопаткой, штукатурной стамеской. Приготовленный раствор готов к использованию в тот момент, когда он немного загустел и не проливается.

Изготовление черновых форм

Черновая форма характерно отличается от прочих форм тем, что она предполагает одноразовое использование, после ее снятия модель приходит в негодность. Черновые формы снимаются с моделей, выполненных из мягкого пластичного материала (глина, пластилина), который после формовки необходимо удалять, поэтому снимать такую одноразовую форму нужно предельно осторожно. Снятую форму очищают от остатков прилипшей глины, промывают под сильной струёй воды, чтобы удалить с поверхности и рельефных впадин даже самые микроскопические частицы, при необходимости исправить дефекты и сразу приступить к отливке модели, т.к. снятую форму противопоказано долгое время держать без заливки - она будет сохнуть и деформироваться. Черновую форму необходимо смазать смазкой. Гипсовый раствор при отливке заливается в три этапа. Сначала в форму тонким слоем заливают жидкий раствор, чтоб он смог заполнить все самые мелкие углубления рельефа, а затем заливают раствор более густой консистенции.

Расколотка черновой формы производится при помощи различных инструментов (ножи, зубила, молотки и пр. ) примерно через 1-1,5 ч. После заливки, когда гипс надежно затвердеет. Так же необходимо почти сразу же снять с модели долговременную форму.

Для увеличения срока службы форм за ними необходим тщательный уход, который заключается в регулярной их очистке, ремонте и пр. Качественно выполненная форма может прослужить достаточно долго.

Изготовление изразцов

В готовую чистовую форму отминают глину . Чтобы изразцами можно было облицовывать печь, они должны иметь определенную толщину, для этого к ним нужно приклеить так называемую румпу. Румпа представляет собой короб, склеенный из пласта глины, высотой от 5 до 10 см. Клеится румпа, естественно , с обратной стороны изразца - и желательно в то время , когда он ещё находится в гипсовой форме.

После приклеивания в румпе необходимо сделать небольшие отверстия, через которые будет проходить проволока, назначение которой удерживать изразцы при монтаже. Сушить изразцы нужно очень осторожно , где нет сквозняков. Сквозняки могут привести к ненужной деформации изразцов, а заметив деформацию исправить её , пока изразец достиг кожетвердого состояния.